Анализ изменений нормативного правового обеспечения лицензирования в области пожарной безопасности

Статья из научного журнала ФГБУ ВНИИПО МЧС России «Актуальные вопросы пожарной безопасности», №3 (9), 2021.
Авторы: Сорокин В.А., Зенкова И.Ф., Виноградова И.О., Федулкин О.И.

В статье рассмотрены изменения, внесенные в основополагающие законодательные акты Российской Федерации, регламентирующие осуществление деятельности в области пожарной безопасности – Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Проведен анализ влияния качества работ и услуг, составляющих лицензируемые виды деятельности, на снижение причиняемого в результате пожара вреда жизни и здоровью граждан, а также материального ущерба.

Обоснован вывод о снижении административной нагрузки на хозяйствующие субъекты в результате введения в действие принятых изменений. Кроме того, актуализированные положения НПА позволили сформировать более совершенный механизм осуществления контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований, позволяющий усилить эффективность регуляторных функций лицензирующего органа.

Введение

В соответствии с положениями 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» отдельные виды деятельности в области пожарной безопасности осуществляются при наличии у юридического лица или индивидуального предпринимателя лицензии (специального разрешения), что подтверждается записью в соответствующем реестре. В настоящее время в области пожарной безопасности лицензированию подлежат деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры (далее – I вид), а также деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее – II вид). Лицензирование указанных видов деятельности относится к государственной услуге, предоставляемой МЧС России согласно Постановлению Правительства РФ от 21 ноября 2011 г. N 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности».

Результаты комплексного анализа примеров правоприменительной практики, связанных с нарушением обязательных требований в области пожарной безопасности, а также круга полномочий МЧС России по контролю за соблюдением лицензионных требований при осуществлении лицензируемых видов деятельности в области пожарной безопасности, позволили сделать вывод о необходимости внесения изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации, принятие которых даст возможность лицензирующим органам МЧС России в достаточной мере обеспечить защиту населения от существующих угроз пожаров и их последствий.

Изложение основного материала исследования

Организация и осуществление тушения пожаров относится к одной из основных задач пожарной охраны. При этом для большинства видов пожарной охраны (муниципальной, ведомственной, частной и добровольной) наличие лицензии МЧС России на деятельность по тушению пожаров является обязательным. Исключение составляют государственная противопожарная служба, а также отдельные подразделения добровольной пожарной охраны, осуществляющие участие в тушении пожаров. Таким образом, в ряде случаев тушение пожаров осуществляют лицензиаты и, соответственно, соблюдение лицензионных требований, основанных на нормах действующего законодательства Российской Федерации, при осуществлении лицензируемого вида деятельности является обязательным.

Анализ статистических данных о пожарах и их последствиях позволил выявить следующую закономерность: в случаях, когда автоматические системы противопожарной защиты (АСППЗ) сработали и выполнили свою задачу, в несколько раз снижается количество людей, пострадавших в результате пожара, уменьшается подверженная пожару площадь, а также более чем в пять раз снижается количество уничтоженных огнем объектов защиты. Одновременно с этим за последние пять лет более пятисот человек пострадало (погибли, получили травмы различной степени тяжести) при пожарах, где АСППЗ были неисправны, выключены или не выполнили свою задачу. В большинстве случаев причиной стало нарушение обязательных требований при проектировании или монтаже АСППЗ.

Основываясь на имеющихся данных, можно сделать следующие предварительные выводы: обеспечение повышения качества работ и услуг в области пожарной безопасности оказывает ключевое влияние на увеличение числа спасенных людей и снижение ущерба при пожарах. Таким образом, совершенствование нормативного правового обеспечения, регламентирующего лицензирование видов деятельности в области пожарной безопасности, с учетом современных потребностей общества, позволит сформировать требуемые условия для регулирования и контроля деятельности лицензиатов, а также управления качеством работ в области пожарной безопасности.

В целях реализации поставленной задачи в 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» был внесен Федеральный закон от 11.06.2021 № 168-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О пожарной безопасности» и статьи 1 и 22 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» с рядом изменений, часть которых вступила в силу со дня их официального опубликования. Так, согласно принятым изменениям в 69-ФЗ «О пожарной безопасности», к полномочиям МЧС России отнесена разработка нормативных правовых актов, определяющих требования к оснащению объектов защиты, введенных в эксплуатацию, либо проектная документация на которые направлена на экспертизу до дня вступления в силу Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», АСППЗ (автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре).

Кроме того, уже с декабря 2021 года МЧС России начнет проведение аттестации (переаттестации, досрочного прекращения действия квалификационного аттестата), а также ведение реестра аттестованных лиц на право проектирования средств обеспечения пожарной безопасности эксплуатируемых зданий и сооружений. Таким образом, на законодательном уровне реализовано решение проблемы обеспечения качества данных работ без увеличения административной нагрузки на хозяйствующие субъекты.

Актуализированная редакция 69-ФЗ «О пожарной безопасности» также дополнена тремя новыми статьями, согласно которым:

  • отдельные виды деятельности в области пожарной безопасности подлежат лицензированию с учетом законодательно установленных особенностей;
  • заявлении о предоставлении лицензии указываются адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, а также отдельно по каждому из указанных адресов перечни выполняемых работ (оказываемых услуг), составляющих лицензируемый вид деятельности;
  • в реестр лицензий также вносятся адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности и по каждому из указанных адресов – сведения о видах работ (услуг), которые лицензиат имеет право выполнять (оказывать);
  • лицензирующие органы МЧС России наделяются полномочиями приостанавливать действие лицензии в случае нарушения лицензионных требований – систематических (не менее двух раз в течение трех лет) или грубого – на срок, не превышающий девяноста календарных дней;
  • введение обязанности периодического (каждые три года) представления в лицензирующий орган в уведомительной форме информации, подтверждающей соблюдение лицензиатом лицензионных требований, а также срок передачи данной информации в зависимости от даты предоставления лицензии.

При осуществлении лицензионной деятельности также вводятся дополнительные условия, в соответствии с которыми соискатели лицензии, лицензиаты обязаны иметь (в том числе и по месту осуществления временных работ) оборудование, технические средства и средства измерений, необходимые для осуществления лицензируемых видов деятельности, а в случае, если соискатель лицензии или лицензиат являются юридическим лицом, в качестве места осуществления лицензируемого вида деятельности в заявлении может быть указан адрес его филиала.

Для обеспечения возможности осуществления контроля за качеством работ и услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, добавлено условие, в соответствии с которым информацию о выполняемых работах (оказываемых услугах) лицензиат обязан направлять в лицензирующий орган, выдавший лицензию. При этом в случае непредставления в установленный срок указанной информации либо представления информации недостоверной или искаженной, решением суда на основании заявления лицензирующего органа лицензия может быть аннулирована.

Изменения, внесенные в 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», исключили положение, согласно которому лицензирование II вида деятельности прекращается со дня установления саморегулирования данного вида деятельности.

Кроме того, актуализированная редакция включает в себя следующее: в отношении I и II видов деятельности особенности лицензирования (порядок принятия решения о предоставлении лицензии, срок действия лицензии и порядок его продления, приостановление, возобновление и аннулирование действия лицензии) могут устанавливаться федеральным законом, регулирующим осуществление указанных видов деятельности – 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

Выводы и перспективы дальнейших исследований

Принятые изменения позволят снизить административную нагрузку на хозяйствующие субъекты, так как соискателям лицензии (лицензиатам) предоставляется возможность выбора количества видов выполняемых работ (оказываемых услуг) отдельно по каждому из филиалов.

Кроме того, возможность контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований путем обеспечения наличия информации о выполненных ими работах (услугах) позволит лицензирующим органам своевременно принимать в отношении недобросовестных лицензиатов необходимые меры реагирования, что повысит эффективность осуществляемых ими закрепленных регуляторных функций.

Программа дополнительного профессионального образования по специальности «Пожарная безопасность».

Все этапы проектирования, включая гидравлический расчет, с практикой на типовом проекте под руководством эксперта.

Корзина для покупок